Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

Полёт «всадника без головы»

Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

Полёт «всадника без головы»

Ровно 23 года назад, утром 4 июля 1989 года 19-летний сын
бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего
отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский
истребитель МиГ-23М.

Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти
километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР
отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться
самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота,
поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел,
кроме тела несчастного Вим де Лара.
А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900
километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на
берегу Балтийского моря.

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских
группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель
МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем
Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23
– 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не
строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной
авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной
квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное
количество часов).

Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до
определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом
воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость
самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке
двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких
случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и
катапультировался.

Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

МиГ-23М

Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за
турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем
советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним
перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт
упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов.
А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут
уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота
из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его
двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая
высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать)
строго по заданному курсу.

Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой,
потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих
радарах советского самолета спокойно и проводили его до того
момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу
с ФРГ.

Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

Маршрут полета без пилота

Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что
засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако
истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ
когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских
истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его
перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к
краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно
рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине
никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился
– как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в
СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же
полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и
Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ
израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам
добровольно упадет в море.
Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к
несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что
именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила
Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской
территории, скандал получился бы неописуемый!
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца
соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации.
«Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что
могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», —
облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и
выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения
чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен
Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не
ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М
(бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят
немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую
ПВО.

А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО
НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения
«железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими,
американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и
аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского
самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).
http://oadam.livejournal.com/146678.html
====
от редакцыи:
в сети есть мемуары тогдашнего главкома ПВО, где он рассказывает
про тот полет сесны, как его вели наши истребители, и по указке
(горбыля?) не стали сбивать.

Приказа сбить странную машину отдать никто не решился

примерно так