Обезглавили отрасль

Обезглавили отрасль

Открытое обращение работников горной промышленности и науки к
президенту и председателю правительства

Мы, старейшие работники горной промышленности и науки, крайне
возмущены действиями руководства Министерства образования и науки
Российской Федерации.
14 мая 2012 года Министерством образования и науки Российской
Федерации было принято решение о реорганизации Московского
государственного горного университета (МГГУ) и присоединения его к
Московскому институту стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») (Приказ
Минобрнауки России №398 от 14.05.2012).
Это решение нарушает конституционное право на образование,
поскольку данным решением создано препятствие к осуществлению
данного права, незаконно возложена обязанность по смене учебного
учреждения, а также препятствует осуществлению Московским
государственным горным университетом, его
профессорско-преподавательским составом научно-образовательной
деятельности в старейшем и самом известном в стране и за рубежом
специализированном учреждении высшего профессионального образования
в горнодобывающем секторе экономики.

Обезглавили отрасль

Открытое обращение работников горной промышленности и науки к
президенту и председателю правительства

Мы, старейшие работники горной промышленности и науки, крайне
возмущены действиями руководства Министерства образования и науки
Российской Федерации.
14 мая 2012 года Министерством образования и науки Российской
Федерации было принято решение о реорганизации Московского
государственного горного университета (МГГУ) и присоединения его к
Московскому институту стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») (Приказ
Минобрнауки России №398 от 14.05.2012).
Это решение нарушает конституционное право на образование,
поскольку данным решением создано препятствие к осуществлению
данного права, незаконно возложена обязанность по смене учебного
учреждения, а также препятствует осуществлению Московским
государственным горным университетом, его
профессорско-преподавательским составом научно-образовательной
деятельности в старейшем и самом известном в стране и за рубежом
специализированном учреждении высшего профессионального образования
в горнодобывающем секторе экономики.

Приказом от 14 мая 2012 г. №398 Минобрнауки России о присоединении
Московского государственного горного университета (МГГУ) к НИТУ
«МИСиС» в качестве структурного подразделения был нанесен удар по
минерально-сырьевому и топливно-энергетическому комплексам страны,
имеющим стратегическое значение для экономики России. Без базового
вуза в системе высшего горного образования страны отрасль останется
просто обезглавленной.
МГГУ готовит специалистов с 1918 года. За этот практически
столетний период Московский горный выпустил более 50 тысяч
специалистов. Кроме того, университет подготовил более 4,5 тысячи
кандидатов наук, около 700 докторов наук, что составляет 25 и 40%
соответственно от общего количества ученых, проводивших
исследования в области горного дела.
В настоящее время в руководстве горнопромышленного комплекса страны
работают около 12 тысяч горных инженеров, более трети из них
– выпускники МГГУ.
Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны и послевоенной
разрухи вуз был сохранен, поскольку государство понимало всю
важность подготовки горных инженеров…
Вышеупомянутый приказ ставит и профессорско-преподавательский
состав, и обучающихся в крайнее несправедливую ситуацию, которая
совершенно не соответствует принципам нашего демократического
общества и принципам управления в системе образования.
Обжалуемое решение незаконно и необоснованно. При его принятии были
нарушены следующие права и требования законодательства, принятые и
утвержденные ранее Вами. Как может министр образования и науки
действовать вопреки принятым Вами решениям? А они следующие:
п. 1. Раздела 1 «Порядок создания, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных учреждений», утвержденного
постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539,
устанавливает процедуры создания, реорганизации, изменения типа и
ликвидации федеральных государственных казенных, бюджетных и
автономных учреждений, если иное не предусмотрено федеральными
законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или
Правительства РФ. Именно в отношении МГГУ – предусмотрено
«иное».
Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных
государственных высших учебных заведений принимается Правительством
Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются
федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых
находятся федеральные государственные высшие учебные заведения, по
согласованию с Министерством образования и науки Российской
Федерации, Министерством финансов Российской Федерации,
Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства
Российский Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 «Об утверждении
типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении)» и был
нарушен Министерством образования и науки России, которое приняло
решение, не имея прав на его принятие (за пределами своей
компетенции) без согласования с заинтересованными органами
исполнительной власти, нарушив требования указанного постановления
Правительства РФ.
Обжалуемое решение Минобрнауки России, принятое 14 мая 2012 года,
не предусматривало проведения мониторинга МГГУ и оценки
эффективности его работы, кроме того МГГУ не был в установленном
порядке отнесен к категории «неэффективное государственное
образовательное учреждение».
24 января 2012 года Председателем Правительства Российской
Федерации Путиным В.В. было подписано распоряжение «О Долгосрочной
программе развития угольной промышленности России на период до 2030
года».
При принятии данного решения Вы, Владимир Владимирович, заявили
следующее: «По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия спрос на
уголь будет увеличиваться, причем как внутри России, так и на
глобальных рынках, что особенно важно. Наша угольная
промышленность, смежные отрасли, транспортная инфраструктура должны
быть готовы этот спрос удовлетворить. Мы должны не только
сохранить, но и существенно расширить свои позиции, в том числе и
на перспективных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Чтобы
угольная индустрия отвечала самым лучшим мировым стандартам,
потребуются квалифицированные кадры и научные разработки». И где же
теперь эти квалифицированные кадры будут готовиться?
Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года
стратегическими целями развития угольной промышленности являются
надежное и эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса
на высококачественное твердое топливо и продукты его переработки,
обеспечение конкурентоспособности угольной продукции в условиях
насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными
энергоресурсами, повышение уровня безопасности функционирования
угледобывающих предприятий и снижение их вредного воздействия на
окружающую среду.
В соответствии с Долгосрочной программой (Раздел 8. Подпрограмма
«Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для
угольной промышленности») развитие системы повышения квалификации
кадров, занятых в угольной промышленности, предусматривает:
– создание научно-образовательного центра на базе Московского
государственного горного университета;
– увеличение доли работников, соответствующих
профессионально-квалификационным требованиям, до 100 процентов;
– доведение количества научно-технических работников до 20
человек на 1 млн тонн добычи угля;
– увеличение обеспеченности организаций угольной
промышленности молодыми специалистами за счет увеличения целевого
приема в средние специальные и высшие учебные заведения;
– увеличение обеспеченности организаций угольной
промышленности кадрами до 80 процентов.
Таким образом, решение Минобрнауки России о реорганизации
Московского государственного горного университета было принято
вопреки Распоряжению Правительства Российской Федерации от 24
января 2012 г. № 14-р и задачам утвержденной данным
нормативно-правовым актом «Долгосрочной программы развития угольной
промышленности России на период до 2030 года». Оно направлено на
уничтожение горного образования и подрыв экономики страны.
Минобрнауки России в нарушение основополагающего законодательно
закрепленного «государственно-общественного» характера управления
образованием, принимая одностороннее, кулуарное и поспешное решение
о реорганизации МГГУ в нарушение ст. 2 Закона РФ «Об образовании»,
– проигнорировало мнение и позицию всех общественных
институтов управления МГГУ и системы образования, а именно: Общее
собрание МГГУ, Ректорат МГГУ, Попечительский совет МГГУ,
Общественную палату Минобрнауки России, Учебно-методическое
объединение вузов Российской Федерации по образованию в области
горного дела, Студенческий совет МГГУ, и другие институты
общественной компоненты управления высшим образованием в Российской
Федерации.
Решение Минобрнауки России о реорганизации МГГУ наносит
непоправимый ущерб стратегическому приоритету российской горной
науки и развитию горнодобывающей промышленности, являющейся основой
развития экономики страны.
Учитывая вышеизложенное, мы требуем:
1. Признать незаконным решение Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 мая 2012 г. о реорганизации федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Московский государственный горный
университет».
2. Привлечь к ответственности чиновников Министерства образования и
науки РФ, допустивших грубые нарушения законодательства РФ и
Постановлений Правительства при реорганизации МГГУ.

Обращение подписали: Л.А. МАЙБОРОДА – президент Петровской
академии наук и искусств, лауреат госуд. премии СССР, д.т.н.,
профессор; Ю.В. ЛАРОВ – горный инженер, в прошлом зам.
начальника Горного управления Министерства цветной металлургии
СССР; Г.Н. ЛИ – горный инженер, в прошлом зам. начальника
Управления экспертиз Министерства угольной промышленности СССР;
В.К. ТОМАЕВ – Управляющий директор ОАО «Комбинат Кмаруда»,
председатель регионального объединения работодателей «Союз
промышленников и предпринимателей Белгородской области»;
А.П.ВЕЛИЧКО – горный инженер, к.т.н., заслуж. экономист СССР
и Грузинской ССР, в прошлом нач. отдела труда и заработной платы
ВПО «Союзруда» Минчермета СССР; Н.А. БОРЩЕВСКИЙ – горный
инженер, к.т.н., в прошлом директор научно-исследовательского
института по проблемам КМА (НИИКМА); В.Ф. ЩУПАНОВСКИЙ –
горный инженер, лауреат госуд. премии СССР, академик транспорта, в
прошлом главный инженер ОАО «Лебединский ГОК»; В.М. ПАВЛЕНКО
– горный инженер, к.т.н., лауреат премии Совета Министров
СССР, в прошлом гендиректор АО «Гидромеханизация»; Н.Г. ЧУРИЛОВ
– горный инженер, к.т.н., действит. член Академии горных
наук, директор по перспективам развития Стойленского ГОКа; А.Н.
ЗАКОПЫРИН – горный инженер-шахтостроитель, к.т.н., заслуж.
строитель РФ, в прошлом нач. строительства Надеждинского
металлургического завода в Норильске; Г.Ф. КУЛАКОВ – горный
инженер-механик, в прошлом нач. карьера Коршуновского и
Лебединского ГОКов; Г.В. КОЛОСКОВ – горный инженер-экономист,
к.э.н., заслуж. экономист РФ, в прошлом зам. гендиректора
Михайловского ГОКа; А.М. АДАМЧУК – горный инженер, к.э.н.,
проф., действит. член Петровской академии наук и искусств, в
прошлом зав. отделом НИИКМА; Н.Н. КОРЗЕННИКОВ – горный
инженер-экономист, в прошлом зам. директора по экономике
Коршуновского ГОКа; С.Г.ЛЕЙЗЕРОВИЧ – зав. лабораторией
подземных горных работ НИИКМА; В.И. ТИТОВСКИЙ – горный
инженер, к.т.н., в прошлом зав. лабораторией НИИКМА; Ю.И. ЮРОВ
– горный инженер, к.т.н., проф., действит. член Петровской
академии наук и искусств, в прошлом ученый секретарь иститута
НИИКМА

Оригинал статьи в газете Советская Россия