Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Оппозиционер Алексей Навальный вошел в состав совета директоров
крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот». Его выдвинул
Национальный резервный банк Александра Лебедева, которому
принадлежит около 15% акций «Аэрофлота».

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Оппозиционер Алексей Навальный вошел в состав совета директоров
крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлот». Его выдвинул
Национальный резервный банк Александра Лебедева, которому
принадлежит около 15% акций «Аэрофлота».

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

«Летайте самолётами Аэрофлота!» — написал Навальный в своем
микроблоге в Твиттере сразу после решения акционеров, пообещав и
впредь защищать права миноритарных акционеров.

За Навального было отдано 787 миллионов голосов.

Уставный капитал «Аэрофлота» состоит из 1,11 миллиарда обыкновенных
акций номиналом один рубль.

Лебедев решил выдвинуть Навального в совет директоров в феврале.
Как писала газета «Ведомости», Лебедев выбрал Навального после
череды скандалов вокруг «Аэрофлота». Среди них издание упоминало
подозрение в аффилированности менеджеров компании с
контрагентами.

«Если Навальный так эффективно борется за права миноритариев,
владея несколькими акциями компаний, то, наверное, в совете
директоров он будет делать это еще эффективнее», — пояснил свое
решение бизнесмен.

Лебедев также отметил, что решение о выдвижении блогера вызвано
стремлением улучшить корпоративное управление компанией.

Навальный в свою очередь обещает на новом посту защищать права
миноритарных акционеров и интересы компании.

«Есть чем заниматься»

Сам Навальный, как отмечал Лебедев, уже давно знал о возможности
выдвижения в совет директоров «Аэрофлота» и дал на это свое
согласие.

Ранее блогер заявлял, что ему «есть чем заниматься в «Аэрофлоте» и
что в случае избрания он сосредоточится на соблюдении стандартов
раскрытия информации.

Контролирующим акционером авиакомпании является государство с
51,17% акций «Аэрофлота».

Навальный является миноритарным акционером крупных российских
компаний, полностью или частично подконтрольных государству:
«Роснефти», «Газпромнефти», «Газпрома», ТНК-BP, банка ВТБ и
некоторых других.

В качестве миноритария блогер судился с «Транснефтью» и
«Роснефтью», добиваясь от них права предоставить ему интересующие
его документы.

В минувшую среду глава «Роснефти» Игорь Сечин высказал мнение, что
Навальный может действовать в интересах конкурентов нефтяного
гиганта. По словам Сечина, некоторые данные свидетельствуют о том,
что «Навальный является адвокатом, нанятым компанией Hermitage
Capital».

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Алексей Навальный (фото РИА Новости, Алексей Куденко) и Игорь
Сечин (фото ИТАР-ТАСС, Артем Коротаев)

В инвестфонде Hermitage Capital опровергли эти предположения,
сообщив, что «никогда не нанимали Алексея Навального ни для каких
проектов».

Сам Навальный слова Сечина о
себе коротко прокомментировал в Twitter: «Передайте кто-нибудь
Сечину, что раньше я знал, что он просто жулик, а теперь выяснил,
что он еще и дебил».
http://www.newsru.com/russia/21jun2012/herm.html

Источник:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/06/120625_navalny_aeroflot_member.shtml

Интервью Алексея Навального журналу Forbes:

Навальный: «Государство не могло воспрепятствовать моему
избранию»

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Основатель «РосПила» — о том, как и зачем он вошел в
совет директоров «Аэрофлота»

Алексей Навальный при поддержке банкира Александра Лебедева и
миноритариев вошел в совет директоров «Аэрофлота». О своих задачах
в новой должности борец за права акционеров рассказал Forbes.

— Насколько неожиданным для вас стало избрание в совет
директоров «Аэрофлота»? Что собираетесь первым делом предпринять в
новом статусе?

— Избрание — вещь формальная, до собрания акционеров я
уже мог понимать, сколько есть голосов, готовых меня поддержать.
Номинировал мою кандидатуру Александр Лебедев, у него через НРБ
есть примерно 14% голосов. Он заранее объявил, что поделит свой
пакет между мной и Сергеем Алексашенко. Такой расклад, правда,
гарантий избрания не давал, а лишь позволял предполагать, что я
могу войти в совет.

Накануне стало известно, что прокси-эдвайзеры ISS и Glass Lewis
(компании-консультанты, дающие рекомендации миноритарным акционерам
по голосованию. — Forbes) признали меня независимым и
призвали миноритариев голосовать за мою кандидатуру. ISS также
рекомендовал Алексашенко и [члена совета директоров UBS Марлена]
Манасова и «против» всех остальных, Glass Lewis призывал голосовать
за меня и [директора программ школы «Сколково» Алексея] Германовича
и против всех остальных.

— Государство за вас не голосовало?

— Конечно, нет. Когда прокси-эдвайзеры признали меня
независимым и разослали свои рекомендации инвестбанкам, стало ясно,
что шанс на вхождение в совет повышается, но все равно он составлял
примерно 80% в зависимости от явки акционеров на собрание. Такой
был расклад на сегодняшнее утро. То есть никакой неожиданности не
случилось, это вполне формализованный процесс, хотя я и понимал,
что государство за меня голосовать не собирается.

Если честно, я не заметил у правления «Аэрофлота» особенного
желания препятствовать моему избранию. Ситуации, при которой бы
кто-то, к примеру, специально обзванивал акционеров и говорил «вот
за него не голосуйте», не было.

— Вы уже интересовались вопросами корпоративного
управления в компании? Какие болевые точки есть у
«Аэрофлота»?

— Говорить конкретно про «Аэрофлот» пока не могу. У меня есть
совершенно четкая программа взглядов на корпоративное управление,
которую я изложил еще в 2010 году. Вещи, которые описаны в «Шести
шагах», абсолютно применимы ко всем государственным компаниям, в
том числе релевантны для «Аэрофлота».

Речь идет о комплексе мер: начиная от создания системы, при которой
все сообщения о злоупотреблениях будут поступать в комитет по
аудиту, а независимые директора в этом комитете — нести
ответственность за проверку сигналов, и заканчивая прозрачной
публикацией квазисекретных корпоративных документов, которые все
акционеры и так должны получать в свое распоряжение, повышением
роли комитета по назначениям и другими вопросами.

Все, о чем говорилось в 2010 году, актуально и сегодня. В
реализации этих механизмов и повышении роли независимых директоров
нуждается сам «Аэрофлот». Мы нуждаемся в корректировке странной
российской системы, при которой якобы государство назначает
независимых, а на практике — абсолютно зависимых людей,
которых согласует по директиве, что вообще доводит ситуацию до
абсурда.

«Аэрофлот» при этом не является какой-то особенно зловещей
компанией — это не «Газпром» и не «Роснефть». Поэтому никакой
войны в отношениях с менеджментом я не ожидаю. Мои ли предложения,
или инициативы Алексашенко и других независимых директоров,
надеюсь, не будут восприниматься в штыки.

— Не рассматриваете свое избрание как своеобразный сигнал
о перемене позиции государства: от обысков и вызовов на допросы к
профессиональному диалогу?

— Конкретно в этом избрании я такого сигнала не вижу —
в совет я попал благодаря голосам Лебедева и миноритариев.
Государство просто не могло ничего сделать, чтобы воспрепятствовать
моему появлению в совете. Можно было попробовать надавить на
Лебедева, но это было бы уже чересчур, не говоря уж о попытках
влияния на позицию иностранцев.

Дело в том, что сильную аллергию у власти вызывает скорее моя
политическая деятельность. А инициативы в области корпоративного
управления на уровне риторики в принципе всегда всеми
поддерживались. Из текста, который я опубликовал в 2010 году,
многие предложения позднее реализовал Дмитрий Медведев, в
частности, вывод чиновников из советов директоров. И дело не в том,
что это были сверхоригинальные и неповторимые инициативы, —
напротив, речь шла о достаточно очевидных вещах. Так что в сфере
борьбы за права миноритариев власть на словах мои предложения
всегда поддерживала.

Ну и на последок, пост в ЖЖ по этому поводу от самого,
Алексея Навального:

Про Аэрофлот-2

Первая серия здесь

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Утвержден новый состав Совета директоров, в который вошли 11
кандидатов:

Алексашенко Сергей Владимирович — директор по макроэкономическим
исследованиям ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»;
Андросов Кирилл Геннадьевич – член Совета директоров «Альтера
Капитал Менеджмент АГ»;
Германович Алексей Андреевич – директор программ в социальной
и государственной сферах негосударственного образовательного
учреждения Московская Школа Управления «Сколково»;
Коган Игорь Владимирович – председатель наблюдательного
совета Некоммерческого партнерства «Межбанковская Расчетная
Группа»;
Ложевский Игорь Арнольдович – главный исполнительный директор
ООО «Дойче Банк»;
Навальный Алексей Анатольевич – адвокат Московской коллегии
адвокатов «Межрегион».
Никитин Глеб Сергеевич – заместитель руководителя
Госкомимущества;
Савельев Виталий Геннадьевич – генеральный директор ОАО
«Аэрофлот»;
Сапрыкин Дмитрий Петрович – заместитель генерального
директора ОАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам.
Тихонов Александр Васильевич – директор департамента
Минтранса России;
Чемезов Сергей Викторович — генеральный директор Государственной
корпорации «Ростехнологии»;

http://aeroflot.com/cms/new/17539

Занятно, что пресс-служба «Аэрофлота» работает ужасно быстро —
только новость появилась на лентах информ-агентств, как мне
курьером привезли специальную бриллиантовую карточку
Аэрофлот-бонус.
От обычных золотых или платиновых она отличается тем, что там не
только мили начисляются в пятикратном размере, но и можно списывать
мили с других участников программы, тех, кто тебе не нравится и
(или) критикует Аэрофлот.

Вот Тёма Лебедев удивится.

Избрали меня голосами миноритариев:
крупного (НРБ Александра Лебедева) и мелких — инвестфондов. За что
им спасибо.
Точную цифру голосов пока не знаю.

В этом смысле сильно помогло, что крупнейшие прокси-эдвайзеры
(международные консультанты, которые дают миноритариям рекомендации
по голосованию) признали меня независимым директором и
рекомендовали поддержать, за что им тоже большое спасибо.

ISS:

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"
Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

Ещё раз отвечаю на часто задаваемые вопросы:

— Ты теперь работаешь в Аэрофлоте?

— Нет, я не работаю в Аэрофлоте.
Член Совета Директоров отличается от члена Правления.
Я не работаю в копании «Аэрофлот», я не получаю там зарплату, у
меня нет там кабинета.
Кто любопытный, может устав посмотреть
Совет директоров (Наблюдательный совет) — это орган общего
руководства акционерным обществом. То есть, грубо говоря, он
собирается раз в месяц и обсуждает стратегические вопросы
компании.

— Что ты будешь там делать?

— То же, что и обычно, Пинки, пытаться завоевать мир
защищать права миноритарных акционеров и интересы компании.
Мои взгляды на корпоративное управление достаточно ясны,
понятны и изложены в программном тексте

— Тебе будут платить за это деньги и сколько?

— Скорее всего будут. Это не зарплата, а вознаграждение. Оно может
быть, а может и не быть, решение об этом будет принято на следующем
годовом собрании. Это решение не персональное (доплатим Навальному,
потому что он котик), а общее по всем директорам.
В
этом году вроде как заплатили 18 миллионов рублей на весь
СД

Будут ли тебе класть в полётную коробочку с обедом дополнительный
кетчуп?
— Надеюсь, иначе какой смысл быть Директором.

Ещё раз большое спасибо, тем, кто помогал: писал письма, заполнял
мильйон бумажек, организовывал конференц-коллы с инвесторами и
прокси-компаниями, вел закулисные переговоры с интригами и
запугиванием и т.д.

Летайте самолётами сами знаете чего.

Статья от reuters; весма интерестное мнение:))

Борец с коррупцией Навальный стал независимым директором
Аэрофлота

Навальный вошел в совет директоров "Аэрофлота"

МОСКВА (Рейтер) — Голоса миноритариев помогли борцу за их права и
обличителю коррупции, одному из лидеров российских протестов
Алексею Навальному стать независимым директором крупнейшего
авиаперевозчика Аэрофлота, чей контрольный пакет принадлежит
государству.

«Летайте самолётами Аэрофлота!», — написал 36-летний адвокат двум с
лишним сотням тысяч подписчиков своего микроблога Twitter в
понедельник через несколько минут после сообщения компании о его
избрании.

Навальный, которого американский журнал Time включил в число 100
самых влиятельных людей планеты, в феврале впервые был выдвинут в
совет директоров Аэрофлота структурами российского бизнесмена
Александра Лебедева, контролирующего около 15 процентов акций.
Навальный говорил Рейтер, что в случае избрания сосредоточится на
защите прав миноритариев и соблюдении стандартов раскрытия
информации.

Инициатором замещения чиновников в советах директоров
подконтрольных государству компаний на независимых выступил в
последний год своего президентства Дмитрий Медведев, хотя критики
сдержанны в оценках успешности этой кампании.

«Если Навальный так эффективно борется за права миноритариев,
владея несколькими акциями компаний, то, наверное, в совете
директоров он будет делать это еще эффективнее», — сказал Рейтер в
феврале Лебедев, который финансирует оппозиционную «Новую газету» в
России и британскую Independent и ведет спор с ФСБ по поводу
обысков в его банке.

Навальный в этом году провел за решеткой 15 суток после участия в
крупнейших за правление Владимира Путина уличных акциях протеста и
обещает организовать новые выступление критиков Кремля. Попутно он
готовится к тяжбам с активистами партии власти, стремящимися
взыскать с него крупные суммы за ставшую расхожей характеристику
«Единой России» как «партии жуликов и воров».

В совете директоров флагманского авиаперевозчика Навальному
предстоит заседать в компании с сослуживцем Путина по КГБ, главой
Ростехнологий Сергеем Чемезовым, чиновниками Минтранса и
Госкомимущества. У независимых директоров будет перевес в один
голос в совете, состоящем из 11 человек. В прошлом году совет
директоров обошелся Аэрофлоту в 6,51 миллиона рублей (около
$196.000), свидетельствуют данные квартального отчета компании.

КРУПНЫЕ И МЕЛКИЕ МИНОРИТАРИИ

В этом году с Навальным встретились представители российских и
международных инвестиционных фондов и банков, а несколько
предпринимателей публично согласились стать спонсорами учрежденного
Навальным Фонда борьбы с коррупцией. В июне следователи обыскали
офис фонда, квартиру Навального и квартиру родителей его жены.

Исходя из числа членов совета директоров, своего представителя в
совет может провести акционер, владеющий как минимум девятью
процентами.

У государства 51,17 процента Аэрофлота, у государственных
Ростехнологий — три с половиной процента, шестью процентами владеет
«дочка» перевозчика Аэрофлот-Финанс, а остальное — у
миноритариев.

Навальный говорит, что его избранию помогли рекомендации
международных консультантов, к которым прислушались миноритарные
акционеры.

«Избрали меня голосами миноритариев: крупного (Национального
резервного банка Александра Лебедева) и мелких — инвестфондов. За
что им спасибо. Точную цифру голосов пока не знаю», — написал в
своем ЖЖ, у которого более 70.000 подписчиков, (here).

Россияне, согласно опросам, считают расцвет коррупции одним из
главных провалов в политике 12 путинских лет, инвесторы называют ее
основным тормозом для развития бизнеса в России, а Путин — самой
большой угрозой. Перед возвращением в Кремль Путин пообещал поднять
Россию на 100 ступеней со 120-й строчки рейтинга привлекательных
для бизнеса стран. Навальный оценивал масштабы взяток в России в
$300 миллиардов в год.

Навальный несколько лет бичует менеджмент государственных компаний
и сомнительные казенные траты чиновников, и со временем к нему
стали прислушиваться в Кремле.

В сентябре 2011-го Путин защитил государственную нефтепроводную
монополию Транснефть, которую блогер обвиняет в гигантских
хищениях. В ноябре 2010 года Навальный опубликовал в своем блоге
документы, которые назвал свидетельством хищений $4 миллиардов при
строительстве нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО).

Путин, лично запускавший первую очередь этого трубопровода в
декабре 2009-го, велел разобраться с утверждениями Навального.
После проверки Счетной палаты Путин сказал, что менеджмент
Транснефти не крал деньги, а использовал их не по назначению.

(Глеб Столяров. Текст Дениса Дёмкина)