о-ле о-ле…упс

о-ле о-ле...упс

Чтобы подготовиться к чемпионату мира 2018 года, Минфин
предлагает сократить расходы на здравоохранение и пенсии

о-ле о-ле...упс

Чтобы подготовиться к чемпионату мира 2018 года, Минфин
предлагает сократить расходы на здравоохранение и пенсии

24 июля на заседании правительства РФ будут рассмотрены основные
направления бюджетной политики на ближайшие годы. К судьбоносному
дню Минфин приготовил подарок: нашел деньги на две самых дорогих
затеи президента Владимира Путина — повышение зарплат бюджетникам и
подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. С помощью так
называемого «бюджетного маневра» — сокращения расходов на пенсии и
здравоохранение — правительство сэкономит почти 3 трлн рублей. И
потратит их именно на стадионы и зарплаты. На выполнение одних
только «майских указов» президента чиновники планируют
израсходовать в ближайшие три года более 2 трлн рублей, сообщил
замглавы Минфина Михаил Котюков.

В 2013 году на исполнение президентских указов в бюджете заложено
360 млрд рублей. По новому плану Минфина, в 2014 году расходы по
этой статье возрастут до 511 млрд рублей. А в 2015 и 2016 годах
– уже свыше 731 млрд рублей. Однако, даже несмотря на
достаточно высокие цены на нефть, запланированные расходы никак не
помещались в проект бюджета. И Минфину пришлось воспользоваться
«бюджетным маневром».

Как сообщает информагентство «Финмаркет», которому удалось
ознакомиться с документом до заседания правительства, в 2014-2016
годах Минфин намерен сократить существующие расходы федерального
бюджета на сумму свыше 2,8 трлн руб. Под сокращение попадут,
главным образом, трансферты «дырявому» Пенсионному фонду России
(ПФР) — он недополучит 1,8 трлн рублей за три года. Почти на 360
млрд рублей сократятся расходы на госзакупки. Еще почти на 120 млрд
рублей (на 5%) урежут бюджетные ассигнования на Федеральные целевые
программы (ФЦП) и Федеральные адресные инвестиционные программы
(ФАИП).

Стоит пояснить, что в данном случае Минфин собирается сэкономить на
инструментах госполитики – ФЦП и ФАИП, которые являются
основными для социально-экономического развития многих регионов.
Сокращение ассигнований из бюджета для ПФР почти наверняка приведет
к задержкам пенсий. А миллиардные экономии на госзакупках – к
снижению экономического роста в стране, который и без того
находится в стагнации.

Но и это еще не весь «фокус» Минфина. Ведомство предлагает в 2014
году сократить расходы на здравоохранение — на 47 млрд рублей по
сравнению с проектировками бюджета на 2013-2015 годы. Сэкономленные
средства тоже пойдут на реализацию «майских указов» президента и
подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года.

При этом на «совершенствование оплаты труда госслужащим» пойдет 182
млрд рублей, а на повышение зарплат куда более многочисленным
бюджетникам — всего 62 млрд рублей. Стоит заметить, что зарплаты
чиновников в нынешнем году и так росли вдвое быстрее, чем в среднем
у населения России. В первом квартале года средняя зарплата
госслужащих выросла по сравнению с первым кварталом 2012 года на
23,5%, — до 63,8 тыс. рублей. А средняя зарплата по стране за тот
же период увеличилась только на 11,6% — до 28,5 тыс. рублей. Эта
статистика опубликована на фоне падения экономики России и критики
в адрес правительства Дмитрия Медведева.

На строительство стадионов к чемпионату мира будет потрачено 115
млрд рублей. В итоге в регионах России, где строятся эти стадионы,
может произойти то же самое, что недавно случилось в Бразилии. Там
сотни тысяч граждан вышли на улицы, протестуя против того, что
правительство сокращает социальные расходы для подготовки к
чемпионату мира по футболу. Если население «самой футбольной»
страны планеты, сборная которой имеет все шансы снова стать
чемпионом мира, протестует, то что говорить о России? Наша команда
полвека и близко не подбиралась к призовым местам. Зачем нам
устраивать дорогостоящее зрелище для чужих болельщиков, когда денег
в бюджете и без того кот наплакал?

«Риски перенапряжения бюджетной системы из-за зажимания бюджетных
расходов достаточно большие, особенно в условиях снижения темпов
экономического роста и налогооблагаемой базы, — приводит
«Финмаркет» слова Владислава Григорова из Экономической экспертной
группы. — Получается, что в процентах от ВВП наибольшему сокращению
будут подвергнуты расходы на образование и здравоохранение. Такие
тенденции вызывают опасение. Еще одна проблема связана с повышением
зарплат в бюджетном секторе. Основная нагрузка ложится на бюджеты
субъектов федерации. Есть опасение, что они могут не выдержать
этого дополнительного бремени: у них вырастет дефицит бюджета, и
сократятся инвестиции».

Основные направления бюджетной политики на следующий год, которые
рассмотрит правительство, предполагают резкое сжатие расходной
частей бюджетов всех уровней. В результате, как считают эксперты,
резко сокращаются расходы, способные поддержать экономический и
социальный рост, а увеличиваются те, которые могут его еще больше
затормозить. В итоге экономике грозит уже не стагнация
(замедление), а рецессия (падение промышленности). А регионам
– социальные взрывы «на местах». И главной причиной тому —
стремление чиновников выполнить целевые нормативы президентских
указов Путина. Не слишком ли дорого обходятся народу предвыборные
обещания президента?

— Эти предложения Минфина отражают компромисс внутри власти,
которой приходится выполнять социальные «майские указы» президента,
связанные с повышением зарплат бюджетникам. Для этого собираются
сокращать другие расходные статьи бюджета, в том числе и социальной
направленности. Хотя такой режим жесткой экономии хорошего
результата не даст, — пояснил «СП» известный российский социолог
Борис Кагарлицкий. – Здесь российские власти не первые — они
следуют той политике бюджетной экономии, которая сейчас проводится
в странах Евросоюза. И которая уже привела к социальным взрывам и
еще большему углублению кризиса. Причем, старательно повторяют все
те же ошибки, которые обрушили экономику Западной Европы. И
начинают это делать еще до того, как возникнет реальный дефицит
бюджета.

«СП»: — Судя по последним данным, бюджет у нас профицитный. Денег
на все расходы пока хватает, цена нефти не падает. Так куда же так
торопится Минфин?

— Минфин отвечает за бюджет, поэтому заранее готовится к кризису. И
это было бы хорошо, если бы не одно «но». Дело в том, что такая
политика жесткой экономии, которую предлагает Минфин, не верна даже
в том случае, если бы денег на расходы не хватало. Потому что она
приводит к сокращению экономики, вследствии чего сокращаются
налоговые поступления бюджета. В итоге денег на расходы становится
еще меньше. То есть, такими мерами они подрезают источники
поступлений в бюджет — получается замкнутый круг. Остается только
сокращать расходы и дальше. Причем, сокращаются расходы на более
важные, с точки зрения стратегической, экономические задачи. Для
решения менее важных тактических проблем. Если бы увеличивались
расходы на экономическое развитие, то это было бы правильно. Но в
данном случае происходит наоборот.

«СП»: — Главной причиной всего этого бюджетного фокуса чиновников
является выполнение обещаний Путина, которое должно было поднять
его авторитет у народа. Не получится ли совсем другое?

— Так и получится, потому что подобные действия, разрушающие
экономику России, приводят к тяжелым последствиям для ее населения.
Поэтому даже те россияне, которые в результате политики Минфина
получат повышение зарплаты, будут недовольны. Так как все эти
повышения перекроются ростом инфляции и потерей рабочих мест в
регионах. Причем, в том же бюджетном секторе, деньги на повышение
зарплат будут выделяться за счет массовых сокращений штатов. В
результате подобными действиями чиновники попросту дискредитируют
социальные задачи президента.
http://svpressa.ru/society/article/70454/