Полёт «всадника без головы»
Полёт «всадника без головы»
Ровно 23 года назад, утром 4 июля 1989 года 19-летний сын
бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего
отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский
истребитель МиГ-23М.
Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти
километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР
отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться
самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота,
поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел,
кроме тела несчастного Вим де Лара.
А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900
километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на
берегу Балтийского моря.
4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских
группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель
МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем
Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23
– 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не
строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной
авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной
квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное
количество часов).
Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до
определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом
воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость
самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке
двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких
случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и
катапультировался.
МиГ-23М
Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за
турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем
советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним
перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт
упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов.
А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут
уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота
из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его
двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая
высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать)
строго по заданному курсу.
Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой,
потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих
радарах советского самолета спокойно и проводили его до того
момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу
с ФРГ.
Маршрут полета без пилота
Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что
засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако
истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ
когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских
истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его
перехват, настигла советский самолет. Подойдя вплотную к
краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно
рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине
никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился
– как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в
СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же
полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и
Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ
израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам
добровольно упадет в море.
Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к
несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что
именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила
Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской
территории, скандал получился бы неописуемый!
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца
соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации.
«Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что
могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», —
облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и
выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения
чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.
И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен
Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не
ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М
(бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят
немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую
ПВО.
А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО
НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения
«железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими,
американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и
аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского
самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).
http://oadam.livejournal.com/146678.html
====
от редакцыи:
в сети есть мемуары тогдашнего главкома ПВО, где он рассказывает
про тот полет сесны, как его вели наши истребители, и по указке
(горбыля?) не стали сбивать.